branding imagebranding image
РБК АВТО
Утилизационный сбор
Подписаться на Telegram-канал

Владельцы «серых» иномарок попали на доплату сотен тысяч. Проверьте себя

Эксперт Шапарин: в зоне риска по доплате находятся ранее ввезенные машины
Владельцев ряда иномарок из параллельного импорта обяжут доплатить немалые суммы. Autonews.ru разобрался, в каких случаях и кого именно ждут проблемы
Фото: Mariana Serdynska / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Mariana Serdynska / Shutterstock / FOTODOM

Автомобилисты нередко сталкиваются с проблемами уже после покупки транспортных средств. Чаще всего этими лицами оказываются те, кто стал обладателем «серой» иномарки, ввезенной в страну по обходным каналам. Доплаты в сотни тысяч и невозможность пользоваться автомобилем по прямому назначению — вот ситуации, в которые попадают россияне.

Заниженный утильсбор

Утилизационный сбор — это обязательный сбор, покрывающий расходы на переработку транспортного средства в будущем, после выведения его из эксплуатации. Он взимается как на легковые, так и на грузовые машины, автобусы, спецтехнику и даже прицепы. Единоразовый платеж обязаны вносить импортеры, производители или покупатели автотранспортных средств.

Порядок уплаты утилизационного сбора регулируется ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998, а список техники, на которую начисляется сбор, содержится в перечнях самоходных машин и колесных ТС. При расчете применяется регулярно обновляемая таблица средней стоимости транспортных средств. В последний раз ее актуализировали 22 мая 2025 года.

Президент России Владимир Путин Утилизационный сбор 27 мая Путин высказался о введении утилизационного сбора на автомобили
Фото: Артем Геодакян / ТАСС Утилизационный сбор 10 февраля Почему автовладельцам доначисляют утильсбор. Ответ от ФТС

Обязанность по уплате утилизационного сбора возлагается:

  • на самого производителя, если транспортное средство изготовлено в России;
  • на импортера, который ввозит транспортное средство в нашу страну;
  • на покупателя, если по автомобилю ранее не была осуществлена уплата утилизационного сбора.

В нормальной ситуации после единовременной уплаты утильсбора владелец транспортного средства может быть спокоен: никаких дополнительных сборов ни с него, ни с последующих владельцев транспортного средства государство больше не потребует, хотя сам по себе утилизационный сбор и повышает стоимость большинства машин на сотни тысяч рублей — по факту он приплюсовывается к конечной стоимости товара. На практике граждане нередко сталкиваются с проблемами, когда им со стороны ФТС выставляются требования по доплате утилизационного сбора и таможенных платежей.

Претензии таможни

Autonews.ru в ФТС пояснили, что основанием для пересчета ставок ранее уплаченного гражданами утилизационного сбора за ввезенные в страну машины для личного пользования возникают на основании постановления Правительства № 1291 от 2013 года.

Фото: Федеральная таможенная служба
Фото: Федеральная таможенная служба

«Правилами установлены различные коэффициенты расчета суммы уплачиваемого утилизационного сбора для физических лиц. Они зависят от цели использования транспортного средства — транспортные средства для личного пользования и иные.

Транспортное средство, ввезенное для личного пользования, должно соответствовать критериям, установленным Правилами. Такое соответствие подтверждается документально.

Если таможенные органы устанавливают факты несоответствия критериям отнесения транспортного средства к транспортным средствам для личного пользования, то сумма утилизационного сбора пересчитывается, подлежит доплате разница», — говорится в ответе таможенной службы.

К примеру, транспортные средства были ввезены и растаможены на частных лиц в целях личного пользования, однако до истечения 12 месяцев с момента ввоза так и не встали на учет на этих лиц или были проданы. Эти факты являются основанием для доначисления «утиля».

На практике импортеры для занижения таможенных сборов и «утиля» нередко прибегают к подлогу документов и к заведомо неправильному декларированию.

Требование доплатить утилизационный сбор уже коснулось тех, кто ввозил автомобили в Россию и платил утильсбор по льготным ставкам — до вступления в силу 1 августа 2023 года новых правил расчета.

Фото: AnnMishel / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AnnMishel / Shutterstock / FOTODOM

Эта ситуация еще в 2019 году рассматривалась Верховным судом. Согласно вынесенному постановлению, «систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования» (п. 38 постановления пленума Верховного суда № 49 от 26 ноября 2019 года).

«Таможня ссылается на неправомерность применения льготы, поскольку под видом ввоза для личных нужд ввозились автомобили в целях перепродажи. Это вопрос доказывания — и все. То, что таможня озаботилась только сейчас, очевидно: денег нет». «Дело только в форме недостоверного декларирования, речь о пользовании льготами, не предназначенными для коммерческих случаев ввоза», — пояснил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов.

Эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов также отметил, что в таких случаях происходит обман государства: если кто-то платит пошлину в €5 вместо €30, речь идет о преступлении и недополучении значительных сумм.

«Наверное, по справедливости таможня имеет право взыскивать недополученное. В чем нюанс? Когда человек завозит автомобиль, он прекрасно понимает, за сколько он его купил и сколько должен отдать таможне. Соответственно, дальше он начинает действовать, пытаясь эти платежи снизить. Он прекрасно понимает, что идет на некую сделку с правосудием и с совестью», — отметил Чернов.

Кому стоит ждать проблем

По оценке президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, с точки зрения неправильно уплаченного утильсбора в зоне риска находятся транспортные средства, ввезенные по «серой» схеме через страны Таможенного союза (Казахстан, Киргизию, Армению) до 1 августа 2023 года. До указанной даты в российском законодательстве существовали незакрытые дыры, позволяющие участникам цепочки занижать таможенные сборы и платежи.

В качестве примера эксперт привел ситуацию с Киргизией, где растаможка производилась в виде процента от стоимости транспортного средства. Последняя, разумеется, в документах занижалась.

Фото: 1599686sv / Shutterstock / FOTODOM
Фото: 1599686sv / Shutterstock / FOTODOM

В настоящее время списать «утиль» за машины, ввезенные из стран Таможенного союза, можно лишь при получении ТПО в России или если автомобиль есть в списке Минпромторга. При несоответствии этому значению к утильсбору добавляют определенную сумму.

Напомним, что список Минпромторга как раз и призван бороться с импортерами, пытающимися занизить стоимость машин из стран Евразийского экономического союза. Он служит ориентиром для Федеральной таможенной службы и обновляется раз в три месяца. В самом свежем документе содержатся данные о 6893 моделях. С апреля прошлого года действует правило, по которому недополученные сборы и налоги включаются в состав «утиля». Это правило распространяется как на физических, так и на юридических лиц.

Читайте также: