И автоподборщики, и обычные покупатели остерегаются автомобилей-утопленников. Во многих случаях такие опасения не беспочвенны. Оказавшись в воде даже с заглушенным двигателем, машина получает серьезнейший удар по техническому состоянию. Вместе с тем далеко не все автомобили-утопленники одинаково страшны. Более того, такая покупка может оказаться довольно выгодной.
Autonews.ru пообщался с профильными экспертами, чтобы выяснить, чего на самом деле стоит опасаться и стоит ли вообще связываться с побывавшими в воде экземплярами.
Степень затопления
Автомобили-утопленники очень сильно различаются по степени нанесенного стихией ущерба. Одна машина мирно «спала» на стоянке, но оказалась затоплена разлившейся рекой или дождевой водой, другая — искупалась в море, а третья — поймала гидроудар мотора и теперь нуждается в дорогостоящем капитальном ремонте. В зависимости от конкретных обстоятельств перечень проблемных мест и повреждений сильно различается. В одном случае ущерб минимален, в другом — поистине колоссален.
Первостепенным показателем выступает уровень затопления машины относительно ключевых узлов и агрегатов: двигателя, трансмиссии и электронных блоков управления.
Второй важный фактор — это тип самой воды. Пресная вода из обычных рек и озер относительно неагрессивна, а вот морская, содержащая соль, приводит к активному развитию коррозии как на кузове, так и в электронике. В этом случае под замену могут пойти вообще все блоки управления и провода. Впрочем, и такие машины при должном подходе могут еще долго радовать своих обладателей. Специалисты считают, что восстановлению подлежат любые экземпляры. Вопрос в целесообразности и цене.
Что именно страдает
По словам технического директора международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Никиты Родионова, последствия для автомобиля от подтопления зависят от количества воздействующей воды и сроков пребывания в ней: длительное воздействие большой воды для автомобиля губительно.

«Первое, что страдает от серьезного подтопления, — электроника. В автомобиле множество блоков управления, электронных систем, которые будут окисляться и повреждаться. Далее вероятны различные сбои и хаотичная работа элементов электросистемы. Причем предвидеть, в какой момент какая из них откажет, практически невозможно. Один элемент может выйти из строя буквально сразу, а в другом из-за запуска процесса окисления появится ржавчина и начнется постепенное разрушение», — пояснил специалист.
«Если машина была полностью погружена под воду, то любой электронный блок может выйти из строя в любой момент», — добавил он.
К числу деталей, чаще всего выходящих из строя при погружении в воду, эксперт отнес датчики массового расхода воздуха, которые при контакте с влагой начинают работать некорректно, что приводит к переходу двигателя в аварийный режим. Намокание катушек зажигания и вовсе нередко приводит к короткому замыканию.
Обратил внимание эксперт и на еще один момент: в утопленных машинах часто ускоряется износ деталей цилиндропоршневой группы двигателя. Если в мотор попала грязная вода с песком, мусором и илом, эти частицы начинают работать как абразив. В результате их воздействия даже бодрый двигатель может быстро выйти из строя.
Страдает и кузов: как правило, от воздействия воды ржавчина появляется в багажнике под нишами, под коврами и под запаской.
Михаил Мартынов, генеральный директор управляющей компании «К-Групп» (сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна») подчеркнул, что именно на двигатель при подборе стоит обращать первостепенное внимание. Здесь возможны две ситуации: первая — подтопление произошло, когда автомобиль был заведен и находился в движении, вторая — двигатель автомобиля был заглушен.
Если двигатель был заведен, он мог получить гидроудар и выйти из строя. Но такая поломка происходит далеко не всегда. Также необратимые последствия могут произойти для коробки передач. В электронике при запущенном моторе нередко происходит короткое замыкание.