После начала военной операции на Украине западные автопроизводители ушли из России. Теперь их бывшие заводы задействуют для выпуска в основном китайских и российских машин. Autonews.ru узнал, какие новые модели планируют собирать на машиностроительных площадках страны.
Lada

Флагманская модель АвтоВАЗа — Lada Iskra — наделала немало шума задолго до запуска в производство, которое состоялось 19 апреля.
Изначально модель Lada Iskra начали производить на той же линии, где собирается Lada Granta, однако в июне АвтоВАЗ заявил, что для выпуска новинки будет задействован и бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге. Соглашение о сотрудничестве между автопроизводителем и сборочной площадкой было подписано на ПМЭФ-2025. Объемы производства пока не разглашаются, а сама новинка должна поступить в продажу 20 июля 2025 года — в день рождения АвтоВАЗа.
На протяжении последнего года бывший завод Nissan производил кроссоверы под брендом XCite (X-Cross 7 и X-Cross 8), а их реализация осуществлялась через дилерскую сеть АвтоВАЗа. Правда, в марте появилась информация о возможной приостановке этого проекта. Представительство бренда официально опровергло эти слухи. По состоянию на февраль 2025 года почти все свободные площади предприятия были заставлены копиями китайских Chery Tiggo 7 и Tiggo 8.
Exeed

Производственную площадку в подмосковном Есипово, ранее принадлежавшую концерну Mercedes-Benz, корреспондент Autonews.ru за последние месяцы посещал неоднократно. В январе 2025 года в отстойнике были замечены машины марки Exeed, по всей видимости, собранные в стенах предприятия. Среди них: Exeed TXL и Exeed RX.
В ходе недавнего посещения завода машин там стало сильно меньше. Все обнаруженные экземпляры — Exeed LX.
Официальных комментариев ни от экс-завода Mercedes, ни от марки Exeed мы так и не дождались, однако очевидно, что именно на этот бренд сегодня ориентируется данная площадка.
«Атом»

Предсерийный экземпляр российского ситикара «Атом» уже успел побывать на тесте Autonews.ru, а чуть позднее, в середине июня 2025 года, производитель сообщил о планах начать предсерийную сборку своих автомобилей на предприятии в Москве.
В пресс-службе компании-разработчика АО «Кама» не назвали площадку, на которой организуют производство, однако никакого секрета в этом нет — речь о бывшем заводе Renault, а ныне — «Москвич».
Уже сейчас на производстве стоит специальное оборудование, в том числе станки для сварки, окраски и сборки. Установлены и IT-системы для управления производственными процессами, решены вопросы логистики и подготовлена складская инфраструктура.
Ожидается, что производство «Атома» будет налажено до конца 2025 года. Первыми российские электрокары получат корпоративные клиенты, уже оформившие предзаказ.
GAC
Китайская марка GAC пока изучает возможности по выпуску автомобилей в России. Это следует из официального ответа на запрос Autonews.ru о планах по локализации производства.
«Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о локализации на заводе «Группы АГР» в Санкт-Петербурге. Однако мы внимательно изучаем возможности локализации производства автомобилей в России», — рассказали представители GAC.
Вместе с тем в распоряжении портала «Китайские автомобили» оказались копии документов, из которых следует, что собранные на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге GAC уже прошли сертификацию. По данным источника издания, всего планируется осуществлять сборку трех моделей — двух кроссоверов (GS3 и GS8), а также минивэна М8. Ранее, в апреле 2024 года, представители GAC в беседе с Autonews.ru подтверждали, что рассматривают возможность производства машин в России.
В ходе недавнего визита корреспондента Autonews.ru к стенам бывшего завода Hyundai в Санкт-Петербурге стало понятно, что состояние предприятия вполне рабочее. За забором удалось разглядеть небольшое количество готовых кроссоверов Solaris HC — так теперь называют выпускающиеся здесь Hyundai Creta. А вот никаких GAC мы там не увидели.
Jaecoo
Информация о том, что на бывшем заводе GM в Санкт-Петербурге хотят наладить выпуск китайских кроссоверов Jaecoo, появилась еще в конце прошлого года. Тогда она была всего лишь слухами. От официальных комментариев AGR Automotive Group, ныне владеющая предприятием, отказалась.
В ходе недавнего визита к стенам предприятия корреспонденту Autonews.ru удалось найти подтверждение этим сведениям: на накопительной площадке завода, помимо автомобилей марки Solaris, стоят ряды и совершенно новых Jaecoo, очевидно собранные там же.
Примечательно, что даже в праздничные дни производство выглядело действующим, хотя на корпусах не удалось обнаружить никаких опознавательных знаков. Судя по кадрам, речь о сборке двух моделей — J7 и J8, однако в перспективе линейка наверняка расширится.
Tenet

На бывший завод Volkswagen в Калуге мы наведались в феврале. Уже на тот момент было известно: площадка намерена сосредоточиться на производстве автомобилей под новой маркой Tenet, впервые представленной в том же месяце.
Доподлинно известно, что новый шильдик навесят на модели марки Chery. Одной из новинок под брендом Tenet станет кроссовер Tiggo 7L. В 2025 году на заводе планируют собрать 110 тыс. автомобилей.
На всех машинах в отстойнике завода красовались привычные логотипы Chery. На снимки попали Tiggo 7 Pro Max и новый Tiggo 4. На парковке были замечены и Tiggo 7L.
Между тем официально подтверждено, что на заводе в Калуге будут выпускать четыре кроссовера под маркой Tenet.
Читайте также:
KGM рассказал о выходе новой модели и локализации производства в России
Новый Mercedes-Benz CLA пошел в серию. Выпуск начали с машин без ДВС
31 млн машин. Как Китай завоевал мировой авторынок и при чем тут Россия
В России появилась машина дешевле ₽1 млн. Мы узнали о ней всё