РБК АВТО
Эксклюзив Параллельный импорт
Подписаться на Telegram-канал

Тысячи «параллельных» машин попали в розыск по «дубайской схеме»

Владельцы тысяч «параллельных» иномарок в России рискуют остаться без своих машин. Проданные автомобили по параллельному импорту оказались в базе данных Интерпола. Разбираемся, что произошло
Фото: Shutterstock / FOTODOM
Фото: Shutterstock / FOTODOM

В зону риска попали тысячи моделей, ввезенных из США, Канады и ОАЭ. Виной тому — «дубайская» мошенническая схема и розыск машин через Интерпол. Autonews.ru разбирался в ситуации.

В чем суть проблемы

В 2024 году автомобилист по имени Александр в одном из «неофициальных» салонов приобрел внедорожник GMC Yukon 2023 года выпуска. Машина была доставлена в Россию по так называемым серым схемам. При этом водитель уточнил, что автомобиль ввезли с уплатой всех таможенных платежей и прохождением сертификации.

Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews

«История абсолютно прозрачная. Автомобиль был продан в Канаде первому владельцу. Из Канады он убыл в 2023 году, и в конце этого же года через Киргизию машина прибыла к нам. В феврале 2024 года я ее купил у физлица в небольшом салоне, где она экспонировалась с другими машинами», — объяснил в беседе с Autonews.ru Александр.

При этом он отметил, что цена на модель не была занижена и соответствовала рынку. После покупки водитель поставил американский внедорожник на учет, при этом никаких проблем с этим не возникло.

«Рассчитывались с продавцом непосредственно в ГАИ. Там без вопросов машину зарегистрировали. После чего я активно на ней ездил, оплачивал страховку, дорожные штрафы. В общим, все как у всех», — подчеркнул автомобилист.

Проблемы с иномаркой начались в январе 2025 года, когда он решил «перевесить» номера. Для этого водитель прибыл в ГАИ (город Подольск).

«Это была суббота, номера я достаточно быстро поменял на машине — людей было немного, и уехал домой. Однако буквально через несколько дней мне позвонили полицейские и сообщили, что мой автомобиль появился в базе розыска Интерпола», — продолжает Александр.

Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews

По его словам, изначально он в это не поверил, но все же решил разобраться в проблеме. В итоге на одном из сайтов канадского правительства автомобилист действительно обнаружил данные своего внедорожника и информацию о его розыске.

«Эти данные попали к нашим полицейским, которые в свою очередь завели дело, однако позже вынесли «отказное». Впрочем, в связи с тем, что машина числится в розыске Интерпола, ГАИ зарегистрировать ее не может», — заметил автомобилист.

Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews

Он объяснил, что Канада 14 февраля 2024 года внесла в базу Интерпола порядка 70 тыс. «похищенных» автомобилей. Как позже выяснилось, кроме внедорожника Александра, таких машин в Россию попало достаточно много.

«Сделать с ними теперь ничего нельзя. Фактически они превращаются в кирпич, ездить на них нельзя», — заключил водитель.


Что говорит суд 

Искать справедливости Александр решил в суде. Цель — добиться признания машины «добросовестной покупкой» с дальнейшим подтверждением регистрации в ГАИ. Судиться водитель решил непосредственно с органами МВД.

«Что касается самого продавца, то он, как говорится, полностью «умыл руки». Однако, как мне объяснили юристы, судиться с ним будет достаточно проблематично», — разводит руками нынешний хозяин внедорожника.

В зону риска мошеннической схемы попали преимущественно автомобили американских премиальных марок 
В зону риска мошеннической схемы попали преимущественно автомобили американских премиальных марок  (Фото: личный архив)

Автоюрист Дмитрий Дугин подтвердил Autonews.ru, что ситуация, в которую попал Александр, не уникальная. При этом он подчеркнул, что судебная практика при рассмотрении таких дел чаще всего негативная.

«Суды считают, что поскольку автомобиль находится в розыске по линии Интерпола, то он не может быть зарегистрирован и допущен к дорожному движению на территории России», — заявил Дугин.

При этом юрист напомнил, что Канада на данный момент входит в список «недружественных стран». Поэтому взаимодействие между нашими правоохранительными органами практически отсутствует.

«В данном случае длительное бездействие должностных лиц Канады привело к нарушению прав собственности, владения и распоряжения российского гражданина, который не может эксплуатировать автомобиль по прямому назначению. Продажа его на запчасти, в свою очередь, приведет к убыткам», — рассказывает Дугин.

Mercedes-Benz GLC 220D Параллельный импорт 23 июня В России стали конфисковывать иномарки из параллельного импорта. Причины
Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва» Статьи 24 июня 2024 Что такое вечный учет автомобиля и какие машины на него ставят

Впрочем, юрист считает, что шансы добиться справедливости у Александра все же есть. В качестве примера он привел аналогичное дело, которое рассматривалось в Санкт-Петербурге. Там суд признал, что объявление автомобиля в розыск осуществлено в отсутствии документального информационного обеспечения со стороны канадского бюро Интерпола. Сведения о краже транспортного средства заявителя на территории этой страны для Российской Федерации носят предположительный характер и документально не подтверждены со стороны Канады.

«Таким образом, введение иностранным государством режима по сути неправового ограничения прав собственника в отношении пользования своего имущества (посредством неподтвержденного объявления ТС заявителя в международный розыск), по существу, умаляет гарантированный Конституцией РФ и международными нормами права институт уважения частной собственности», — говорится в решении суда (текст есть в распоряжении Autonews.ru).

Что такое «дубайская схема»

Эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов в курсе ситуации с «канадскими» автомобилями. Он называет ее классической «ловушкой» и говорит, что действует она уже около 30 лет. Правда, по его словам, особый размах эта схема получила во времена параллельного импорта.

«Суть в следующем. Машина берется в лизинг в какой-то из западных стран и вывозится, например, в Россию. При этом платежи за нее продолжают выплачиваться, поэтому изначально автомобиль в угоне не числится. Однако через некоторое время, после того как машина приехала к нам, оплата прекращается. Пока лизинговая компания понимает, что ее кинули, проходит обычно месяца три. После этого автомобиль кидают в базу Интерпола. Пока она обновляется, проходит еще время. Только после того, как произошла выгрузка данных, машина начинает считаться угнанной», — объяснил эксперт.

При этом он подчеркнул, что проверить модель изначально просто невозможно. Сделать это можно только в том случае, если водитель лично покупает этот автомобиль в западных странах и сам же занимается импортом в Россию.

Канада внесла в базу Интерпола порядка 70 тыс. «похищенных» автомобилей
Канада внесла в базу Интерпола порядка 70 тыс. «похищенных» автомобилей (Фото: Bilanol / Shutterstock / FOTODOM)

«В остальных случаях 100-процентной гарантии никто не даст. Документы на машину могут быть поддельными, а общего доступа к базе Интерпола нет. Так что большинство водителей узнают об этом только после посещения ГАИ, куда они обращаются за какими-то регистрационными действиями с автомобилем», — заключил Чернов.

Эксперт добавил, что ГАИ в курсе этой схемы и понимает всю абсурдность ситуации. Более того, даже старается идти навстречу владельцам таких автомобилей.

«То есть фактически вы можете пользоваться этой машиной, если она уже «на номерах», даже после того, как она попала в базу данных Интерпола. Объявлять в розыск ее никто не будет. Однако если водитель снова отправится в ГАИ, то сотрудники будут вынуждены действовать по соответствующему протоколу», — подчеркнул Чернов.

По его словам, такие истории получили неофициальное название — «дубайская схема». Эксперт объяснил, что в ОАЭ на продажу таких машин фактически смотрят сквозь пальцы.

«Из-за этого очень большое количество автомобилей, которые продают в Дубае, это как раз те модели, взятые в лизинг в Канаде или других странах. В итоге из ОАЭ они активно ехали и к нам. Речь о тысячах машин, часто именно американских, без пробега и по очень привлекательной цене», — заключил Чернов.