РБК АВТО
Эксклюзив Параллельный импорт
Подписаться на Telegram-канал

Подержанный, но без пробега. Как мы покупали Mitsubishi Outlander из КНР

В Россию ввезли партию новых кроссоверов Mitsubishi Outlander 2022 года выпуска
Что скрывается за «новыми» машинами 2022 года выпуска и почему даже дилеры продают их через физических лиц
Фото: Autonews
Фото: Autonews

В последнее время на российских онлайн-площадках появилось множество предложений купить Mitsubishi Outlander третьего поколения после третьего рестайлинга. Все автомобили заявлены как новые, без пробега, но с 2022 годом выпуска, большинство из них реализуются по нетипичной схеме ввоза — через таможенное оформление на физическое лицо.

Autonews.ru разобрался, как устроена схема перепродажи таких автомобилей, кто выступает продавцом в документах, есть ли юридические риски и какие последствия могут возникнуть для конечного покупателя.

В Китае новые автомобили нередко регистрируются как проданные через аффилированных дилеров, чтобы улучшить статистику продаж и получить госcубсидии. Формально машина становится подержанной, хотя фактически ее не эксплуатировали. После регистрации такие автомобили почти сразу попадают на вторичный рынок без пробега, но с отметкой «б/у».

Происхождение автомобилей

Как подтвердили в автосалоне Cars Crave, представленные Mitsubishi Outlander поступили в Россию из КНР. Все в безальтернативной комплектации с 2,0-литровым бензиновым мотором, передним приводом и минимальный набором опций.

«Основная масса авозилась через Белоруссию и Киргизию. С этими странами у нас экономически выгодные отношения», — рассказали в компании.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

На вопрос, откуда столь внезапный приток автомобилей 2022 года выпуска, менеджер пояснил, что речь идет о складских остатках, которые по различным причинам не были реализованы на китайском рынке.

«Это нормальная практика. Такие поставки идут не только по Mitsubishi. Аналогичная ситуация, например, с Volkswagen Touareg — стоят абсолютно новые, тоже 2022 года. Просто большое количество машин не было распродано, их вывезли со складов», — объяснил представитель Cars Crave.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

Схема ввоза и оформление

Согласно объяснению продавцов, все автомобили завозятся по единой схеме: на физическое лицо, но с полной оплатой коммерческого утилизационного сбора. Это позволяет обойти некоторые регуляторные ограничения, связанные с регистрацией автомобиля в течение года после ввоза.

«Автомобиль оформляется на физлицо, но при этом уплачивается коммерческий утильсбор — 667 тыс. руб. Машина на учет не ставится сразу, а передается на реализацию через автосалон. Юридически это безопасно, а покупатель в итоге становится первым собственником в России», — пояснил менеджер салона.

Все документы — от таможенной декларации до электронного ПТС, оформленного уже в 2025 году, — предоставляются покупателю. Как утверждают в салоне, оформление полностью легально и не вызывает вопросов со стороны контролирующих органов. 

Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Фото: Autonews

Аналогичную информацию подтвердил и частный продавец. По его словам, он оформил несколько машин на своих знакомых.

«Машина завозится на россиянина, на него же списывается коммерческий утиль. Так как автомобиль на перепродажу, утиль, соответственно, коммерческий. Если списывать на одного человека все машины, то могут у налоговой возникнуть вопросы. Поэтому по одной на каждого», — уточнил он.

Гарантийные обязательства

Как выяснилось, техническая гарантия автосалона на такие автомобили отсутствует. Вместо этого покупателям предлагают опциональную гарантию от сторонней страховой компании.

«Мы сотрудничаем с ВСК. Если приобретается расширенная гарантия, все обращения по неисправностям идут через них. Клиент сам выбирает, куда обращаться — к нам или к другому дилеру. В любом случае страховщик покрывает стоимость ремонта, если поломка не вызвана внешним воздействием», — отметил сотрудник автосалона.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

Частный продавец также сообщил, что не предоставляет гарантию, однако готов пойти навстречу покупателю и организовать предварительную диагностику автомобиля перед сделкой.

«Машина с 2022 года не эксплуатировалась, стояла. Мы только аккумулятор зарядили — остальное в порядке. Можно загнать в любой сервис для проверки», — заверил продавец.

Как происходит продажа

Частный продавец пояснил, что возможны различные варианты оформления, в зависимости от предпочтений покупателя.

«Можно оформить договор купли-продажи с человеком, на которого была оформлена машина при ввозе. Можно вписать меня, если вам так будет спокойнее. Варианты есть, но в любом случае лицо, на которого оформляли утильсбор, на сделке присутствовать не будет», — отметил он.

Если автомобиль не встанет на учет, ответственность за это никто не несет.

В автосалоне подтвердили, что договор купли-продажи заключается непосредственно с дилерским центром, поскольку именно салон выступает официальным продавцом автомобиля.

«Договор заключается с нами. Мы являемся продавцами», — отметил менеджер дилерского центра.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

Цены на автомобили

На момент визита в Cars Crave стоимость Mitsubishi Outlander без учета скидок составляла 2 780 000 руб. Менеджер уточнил, что при покупке автомобиля в тот же день возможна скидка в размере 80 000 руб. Дополнительно цена может быть снижена при оформлении кредита, сдаче автомобиля в трейд-ин и покупке полиса КАСКО — итоговая сумма при таком подходе может оказаться существенно ниже.

Частный продавец предлагал аналогичный автомобиль за 2 550 000 руб., однако без возможности гарантии или оформления дополнительных сервисов.

Какие риски для покупателей

Как объяснил президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, для обхода экспортных ограничений крупных брендов, не желающих видеть свою продукцию за пределами страны без официальных каналов, китайские компании прибегают к помощи автосалонов, специализирующихся на продаже машин с пробегом.

«Китайцы пытаются использовать автосалоны, которые формально торгуют бывшими в употреблении автомобилями, но продают фактически новые. Так они обходят экспортные ограничения больших брендов, которые не заинтересованы в том, чтобы их неавторизованная продукция уезжала из страны», — отметил Шапарин.

Это позволяет местным дилерам, в том числе и в России, получать прибыль, несмотря на политику материнских компаний. Однако такая практика несет определенные риски для покупателей. Шапарин предупредил о возможности программной блокировки автомобилей: поскольку многие китайские модели подключены к интернету, удаленное вмешательство с целью деактивации вполне возможно. Возникают и сложности с обслуживанием, особенно это касается машин с нетипичными для России модификациями.

Свою точку зрения Autonews.ru привел и независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. Он отметил, что покупка автомобилей по серым схемам часто оборачивается проблемами при регистрации в ГАИ и оформлении ОСАГО. Например, при занижении стоимости автомобиля могут быть доначислены таможенные сборы. Но и это далеко не все проблемы.

«Владельцы сталкиваются и с аннулированием ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства. — Autonews) из-за подложных данных, что точно сделает регистрацию авто невозможной», — отметил Тузов.

Эксперт также подчеркнул, что с точки зрения перепродажи такие автомобили — не самое выгодное вложение: формально они считаются подержанными, даже если пробега у них нет. Плюс остаются риски скрытых дефектов, связанных с качеством хранения и сборки. По словам продавцов упомянутых выше Outlander, машины нуждаются в антикоррозийной обработке, а также установке нового аккумулятора. 

Тузов резюмировал, что эксплуатация автомобилей, ввезенных по сомнительным схемам, может повлечь штрафы и прочие меры со стороны регуляторов. Поэтому, покупая такие машины, важно проявлять осторожность и тщательно проверять юридическую чистоту и документов на них, и сделки.

Читайте также: