Личные автомобили в России пока трудно назвать обычным средством передвижения, для многих это роскошь. Чтобы приобрести даже самую простенькую легковушку без привлечения заемных средств, нужно годами откладывать весь среднемесячный доход. По подсчетам Autonews.ru, при средней зарплате по стране в 89 646 руб. (по данным Росстата за февраль) позволить себе иномарку средней стоимостью 3,7 млн руб. можно лишь по прошествии 41,3 месяцев, или почти трех с половиной лет. Средняя цена машины с учетом российских моделей сейчас достигла 3,11 млн руб., а это весьма солидная сумма даже для представителей среднего класса.
Впрочем, купить автомобиль — лишь полдела. Его предстоит еще и содержать: тратиться на страховки, заправки, мойки, а главное — периодическое обслуживание. Машину нужно возить на ТО, менять вышедшие из строя детали и так далее.
Первое, на что стоит обратить внимание при покупке, — это стоимость расходников для ТО. Второй немаловажный момент — периодичность планового обслуживания. Ради экономии многие не посещают дилерские центры и проводят замену технических жидкостей, тормозных колодок и фильтров самостоятельно. Особых умений в большинстве случаев это не требует. Нехитрый набор инструментов, чуточку свободного времени да желание — все, что нужно. Бонус — существенная экономия денег.
Мы заглянули на популярные маркетплейсы по подбору и продаже запчастей и выяснили, сколько стоит привычный набор для наиболее распространенных моделей на рынке. В него вошли оригинальное или соответствующее рекомендациям производителей моторные масла, фильтры, колодки и свечи. Заодно мы выяснили, действительно ли обслуживание отечественных машин обходится значительно дешевле, чем иномарок. Нормочасы при самостоятельной замене масла, фильтров и колодок включать в стоимость бессмысленно, ведь именно на них и держится почти вся экономия. В расчетах мы оперируем только ценой наиболее часто приобретаемых оригинальных деталей и их альтернатив от проверенных производителей.
Lada 4x4
«Ниву» (4х4 Legend) вполне можно назвать одной из самых доступных и популярных машин на рынке. Лишь в апреле 2025 года автомобиль разошелся тиражом в 2 941 экземпляр и занял шестое место по популярности в стране. Периодичность ТО у модели, как у многих «японцев» и «китайцев», — раз в 10 тыс. км.

В картер 1,7-литрового мотора входит 4 литра фирменного масла 5W-40 за 3 211 руб. Цена оригинального масляного фильтра — 534 руб., воздушного — 463 руб., топливного — 1 270. Набор передних тормозных колодок стоит 625 руб., а задних — 1 356. За четыре свечи зажигания придется отдать еще 1 084 руб. Итого — 8 543 руб. Альтернативный комплект из проверенных аналогов тянет на 13 269 руб. Почему так дорого? Дело в задних колодках от Ferodo.
Lada Granta FL 8 кл.
Lada Granta в апреле стала самой популярной в России и разошлась в количестве 12 996 экземпляров. Расчет цены расходников мы провели по модификации с «народным» 8-клапанником. Обслуживать машину нужно уже раз в 15 тыс. км. А значит, это потенциально дешевле, чем у «Нивы».

В картер мотора «Гранты» надо заливать 4 литра того же фирменного масла за 3 211 руб. Набор передних и задних тормозных колодок тянет на 3 662 руб., свечи — на 834 руб., набор фильтров — на 1 790 руб. Всего — 9 497 руб. Тот же набор из популярных неоригиналов стоит 9 018 руб.
Lada Priora 16 кл.
Автомобили семейства Lada Priora уже не представлены на первичном рынке, поскольку их выпуск давно завершен, зато на вторичке «Приоры» расходятся бодро, за ними идет настоящая охота, особенно если под капотом стоит бодрый 16-клапанник.