Как на кризис Volkswagen повлияли КНР и США, куда денутся десятки тысяч специалистов, почему инвесторы раскритиковали руководство концерна и при чем тут Porsche?
Autonews.ru выяснил, что происходило с немецкой компанией последние месяцы и какое будущее ей светит.
Недоверие акционеров
Генеральный директор Volkswagen Оливер Блюме в интервью Süddeutsche Zeitung заявил, что немецкий автопром слишком долго опирался на прежние достижения и в результате упустил момент, когда мировой автомобильный рынок начал стремительно меняться. Он отметил, что в течение десятилетий бизнес-модель строилась на разработке и производстве автомобилей в Германии для всего мира, однако автопроизводители слишком поздно осознали, насколько быстро и динамично меняется глобальная ситуация.
Блюме также подчеркнул, что современные потребители в разных регионах предъявляют все более разнообразные требования и в этих условиях автокомпаниям необходимо внимательно изучать опыт конкурентов, развивать партнерские связи и оперативно внедрять эффективные практики.
На годовом собрании акционеров Volkswagen вновь прозвучала критика в адрес корпоративного управления. Инвесторы требуют большей независимости совета директоров и выражают обеспокоенность влиянием семей Порше и Пиех.
Особое недовольство вызвала двойная роль Оливера Блюме как главы Volkswagen и Porsche AG — тема, вызывающая споры с момента выхода Porsche на биржу в 2022 году.

«Господин Блюме, мы еще раз настоятельно призываем вас отказаться от одной из ваших должностей в совете директоров», — заявил Инго Шпайх из Deka Investment, назвав текущую структуру «крайне проблематичной».
За год акции Volkswagen подешевели почти на 25% отчасти из-за давления на ключевых рынках: тарифов в США, конкуренции в Китае и затрат в Европе. При этом концерн уже предупредил о риске достижения нижней границы годового прогноза прибыли.
Несколько инвесторов также указали на нехватку экспертизы в совете директоров в вопросах электрификации и цифровизации.
В защиту текущей модели выступили сам Блюме и председатель совета Ханс Дитер Петч. «С самого начала было ясно, что [моя двойная роль] не будет длиться вечно, — сказал Блюме. — Двойная роль — это рецепт успеха».
Массовые сокращения
Кроме того, Volkswagen AG активно сокращает штат. В декабре 2024 года компания объявила о планах урезать в Германии 35 тыс. рабочих мест за пять лет, сократить 1900 должностей в Porsche и 7500 в Audi, а также сократить численность подразделения по разработке ПО примерно на треть.
Хотя изначально эта идея казалась смелой и даже вызывающей, оказалось, что 20 тыс. сотрудников Volkswagen уже согласились уйти из компании. Создается впечатление, что многие работники предпочли забрать свои вещи, возможно, опасаясь остаться на тонущем корабле, если не сделают этого вовремя.
Во время недавнего собрания в штаб-квартире VW в Вольфсбурге руководитель отдела кадров Гуннар Килиан заявил, что «примерно» 20 тыс. увольнений «уже оформлены по договоренности». Важно уточнить, что речь идет не о принудительном сокращении, а о добровольных мерах — досрочном выходе на пенсию и компенсационных выплатах.

Однако даже после этих мер Volkswagen останется значительно более крупной структурой, чем большинство конкурентов. В 2024 году в компании работали 679 472 человека — на 0,7% меньше, чем в 2023 году. У Toyota Motor Corp. для сравнения были 384 338 сотрудников. Только в Германии в Volkswagen заняты 293 338 человек — больше, чем общий штат Stellantis NV по всему миру.
Такой размах стал причиной того, что прежние руководители называли Volkswagen «медленно плывущим танкером». Чтобы изменить ситуацию, CEO Оливер Блюме заключил соглашение с мощным производственным советом. Оно должно приносить экономию около €4 млрд ($4,3 млрд) в год.
Тем не менее компания не пошла на самые жесткие меры, на которых настаивали в руководстве, включая закрытие заводов. Volkswagen и другие немецкие производители надеются, что рост государственных расходов оживит экономику Германии, находящуюся в спаде уже два года. Потеря дешевой российской энергии, падение внутреннего спроса и сокращение экспорта уже подтолкнули такие гиганты, как Thyssenkrupp и Siemens, к массовым сокращениям. Автопром пострадал еще сильнее — пострадавшими оказались поставщики вроде Schaeffler, Bosch и Continental.